Раздельный сбор мусора: экология и экономика в социальных проектах.
|
Московский ТРЦ «Атриум» проводит акцию по раздельному сбору мусора. Стартовал проект как социальный, но, как показывают расчеты, он приносит центру реальную прибыль.
Идея принадлежит владельцу ТРЦ Эрнесту Рудяку. В интервью РБК Daily он пояснил, что при количестве посетителей 50 тыс. в день набирается очень большой объем мусора (около 3 т), который можно и нужно сортировать. ТРЦ «Атриум» – первый торговый центр, в котором организован раздельный сбор отходов по категориям, традиционно считается, что в России пока не готовы к подобным программам.
Администрация ТРЦ «Атриум» считает, что лучше предоставить людям возможность выбора, чем принимать за них решения. Первые дни акции показали, что идея замечательно работает. Мусор, который может быть переработан – бумага, пластик и алюминиевая тара, – собирается в зеленые контейнеры, остальные отходы – в синие.
Синие и зеленые контейнеры с мешками для сбора мусора тех же цветов, расположили попарно по всему торговому комплексу: в торговых галереях, у эскалаторов, в офисных и подсобных помещениях. Общее количество «экологических точек» на территории ТРЦ – 18. Везде, где возможно, они оборудованы информационными плакатами, поясняющими, какие предметы являются вторичным сырьем для последующей переработки. Исключение, по информации Павла Грачева, PR-менеджера «Атриума», сделано для мест, где раньше стояли урны для чеков. Их заменили контейнерами синего цвета. Паркинг оборудовали емкостями для сбора мусора большего размера.
Участие в акции принимают сотрудники и арендаторы центра. Павел Грачев сообщил в интервью InfoClean, что в офисах, в дополнение к двум цветным, установлены дополнительным контейнеры для сбора бумаги. Большая часть отходов поступает от арендаторов помещений: магазинов, ресторанов и кинотеатра.
Клининговая компания Cristanval также принимает активное участие в программе. Основная задача её сотрудников – своевременная выемка и замена мешков синего и зеленого цвета. В настоящее время используется до 120 зеленых пакетов в день.
Дмитрий Мисько, исполнительный директор Cristanval, рассказал в интервью веб-журналу InfoClean, что сотрудники компании во время уборки помещений тоже выполняют сортировку мусора. Затем пакеты собираются в большие контейнеры около шахт лифтов и перемещаются в помещение на 2 этаже «Атриума», где происходит их подготовка к вывозу.
Отходы, предназначенные для переработки, вывозятся в соответствии с договором компанией «Сфера экологии». Антон Кузнецов, руководитель компании, сообщил в интервью InfoClean, что инициатива по заключению договора исходила от управляющей компании ТРЦ «Атриум» – «ИНГEOKOM». Была проведена большая подготовительная работа: подготовлены обоснования и расчеты, включающие затраты по дооборудованию ТРЦ, разработан проект PR-компании для посетителей. Ожидается, что из торговой части комплекса компания будет вывозить пластиковую и металлическую тару, из офисной – бумагу и картон. Планируемый объем – до 20% от общего количества отходов.
Ожидается, что реализация проекта по раздельному сбору мусора будет приносить постоянный доход от переработки компании «Сфера экологии», а ТРЦ «Атриум» получит существенную экономию при утилизации мусора.
Клининговая компания, несмотря на увеличение объема работ, поддерживает проект. Компания имеет собственную политику по экологии, в рамках которой Cristanval уже участвует в программах по сбору мусора на нескольких обслуживаемых объектах, в частности на Терминале «D» аэропорта Шереметьево (раздельный сбор ТБО, картона и остатков продуктов питания). Нововведения очень легко вошли в повседневную работу.
Акция стартовала 20 августа 2013 года. Для привлечения внимания посетителей в центре ТРЦ «Атриум» была установлена 13-метровая фигура «мусорного человека» из 25 тысяч разноцветных пакетов. Это символ объемов мусора, которые человек может как создать, так и убрать. Программа по раздельному сбору мусора, стартовавшая как социальная акция, станет постоянной.